Академический вокал
У каждого человека своё чувствование искусства. Искусство – это язык, на котором мы говорим с другими. Певческое искусство тончайшее выражение душевных переживаний человека. Вокал – это искусство пения и чем больше учится певец, тем дольше он поёт.
«Пойте красиво!» - одно из основных требований профессора Московской консерватории У. Мазетти. И, действительно, краски голоса бесконечно разнообразны.
Произведения классического стиля служат отличной основой правильного звукоизвлечения и звуковедения. Для наилучшей постановки голоса на дыхание предпочтительны начинающему певцу произведения старинных итальянских композиторов (например, Дж. Перголези, Дж. Каччини). Затем в репертуаре учащегося появятся произведения Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта. Чуть позже – русская классика (Н. А.Римский – Корсаков, П.И. Чайковский).
Каждый учащийся индивидуален. Важно «зажечь» и заинтересовать его. Одной из задач на уроке является развитие голоса по диапазону. Правильно сформированный центр голоса является залогом развития высоких и низких звуков. Удобный для голоса репертуар способствует мышечному и слуховому контролю над процессом звукообразования, помогает справиться с сознательным управлением своего дыхания. Дыхание, руководимое музыкальной мыслью, играет важную роль в пении.
Тембр – основное богатство голоса. И чтобы сберечь его; не должно быть форсировки, приводящей к расшатыванию голоса.
Среди задач обязательных для выполнения являются:
- высокая позиция звука,
- подвижность голоса,
- чёткая дикция и т.д.
Ясное произношение слов даёт возможность слушателям вникнуть в суть исполняемого произведения. А с другой стороны хорошая дикция мобилизует опору дыхания. Хорошо опёртое дыхание позволяет энергично произнести звук, слово, фразу.
Чтобы слушатель почувствовал пластичность мелодии - у вокалиста для этого есть свои секреты, отрабатываемые на упражнениях и вокализах:
- «Выдержанные ноты» - для выработки правильного певческого тона.
- «Гаммы» - для подвижности голоса.
- Гласные (а э и о у) – плавный переход от одной к другой (поются округло).
И, главное, без опоры на дыхание звук «вянет». Расходовать воздух следует равномерно, без толчков. Необходимо выполнять технические задачи, но важно уделять внимание вокальному образу, т.к. голос как инструмент призван выразить содержание музыки.
«По всемогущему призыву
Свет отделяется от тьмы.
И мы не звуки – душу живу,
В них Вашу душу слышим мы».
Ф.И. Тютчев